понедельник, 15 августа 2011 г.

Очищение чувственного и умственного сознания

Очищение чувственного сознания

Следующий уровень сознания – чувственное сознание. Оно связано с деятельностью чувств. Ум наделен щупальцами, с помощью которых он действует. Современные ученые считают, что в основе процесса зрения лежит попадание световых лучей на сетчатку глаза, где они, преломляясь, фиксируются и откуда затем в форме электрических импульсов передаются в кору головного мозга, формируя там определенный зрительный образ. Ученые рассматривают этот процесс исключительно с физической стороны, не учитывая психических процессов, которые происходят при этом на тонком плане. Современные ученые не могут объяснить, например, каким образом женщина, идущая по улице, чувствует взгляд мужчины, который смотрит ей в спину, сзади. Она ощущает этот взгляд, и нет ни одной женщины, которая не почувствовала бы мужской взгляд со спины. Это означает, что, когда мы смотрим на кого-то, то при этом мы не только принимаем энергию световых лучей внутрь, но и отдаем энергию вовне.Возьмем другой пример. Дирижер руководит оркестром. Среди ста скрипок, допустим, одна фальшивит. Издаваемые звуки сливаются воедино, и определить, какая именно скрипка фальшивит, очень сложно. Но, оказывается, ухо не только способно воспринимать звук, но к тому же еще излучает что-то и таким образом может настраиваться на звучащий объект. С помощью своей внутренней «слуховой» энергии ухо фиксирует именно ту, интересующую его скрипку. Эта энергия называется чувством слуха. Аналогично этому чувство зрения – это энергия, идущая из глаз.Энергия чувств может наполняться эгоизмом. Человек, у которого чувство взгляда наполнено эгоизмом, может сказать: «моя комната будет оформлена так, как я хочу. Свою комнату оформляй, как хочешь, но если в моей комнате ты что-нибудь переставишь, то я тебе устрою». Почему люди ведут себя так? Дело в том, что чувству зрения становится больно из-за эгоистичного стремления человека, который хочет обставить комнату исключительно по-своему.Отличительным признаком людей, способных контролировать и очищать свои чувства, является то, что они могут жить в одной комнате, скажем, втроем и быть при этом абсолютно счастливы. Обычно, когда люди не уживаются, они говорят: «Нам не хватает места». Но на самом деле места достаточно, не хватает чистоты чувств. Для того, чтобы счастливо жить в одной комнате втроем, не хватает чистоты сознания. Каждому нужна отдельная комната. Даже если человек просто посидит пару часов в моей комнате, то мне от этого станет дурно: «он мне мешает». Это означает, что мои чувства настроены эгоистически, негативно.Что надо сделать, чтобы чувства очистились? Как сделать так, чтобы, когда близкий человек рядом, испытывать счастье от его присутствия постоянно: «Пожалуйста, не уходи, посиди со мной еще». Не важно, даже если этот родственник – злой человек. Неэгоистичные чувства не испытывают страданий от чужой злобы.Яркий пример воспитания неэгоистичных чувств – клоун. Над ним все смеются, а он счастлив от этого. Представляете? Если бы сейчас хотя бы один человек посмеялся над Вами, Вы бы ощутили, как это тяжело. А над ним смеются все, и он счастлив. При этом он показывает себя совсем не в лучшем свете. Вот это признак воспитания чувств! Как можно быть счастливым оттого, что над тобой смеются? Для этого нужно иметь неэгоистичные чувства. Если такой человек будет говорить
даже, казалось бы, обидные слова, то, поскольку он это делает без злобы, без эгоизма, они в отчет вызывают не злость, а только смех. Ведические летописи рассказывают такую историю, которая произошла с одним шутом по имени Гопал. Однажды, когда Гопал вошел в покои царя, тот сказал:
- Гопал, ты – осел!
- Мой господин, - ответил Гопал. – Я не осел. Есть разница между мной и ослом.
Он измерил шагами расстояние, отделявшее его от царя, и сказал:
- До осла я не дотягиваю шести шагов.
Царь долго смеялся над этой шуткой.Поскольку в чувствах такого человека нет эгоизма, то все вокруг смеются, радуются, что бы он не сказал. Если чувства не эгоистичны, то можно говорить любому человеку все, что захочешь. Представляете, как здорово, как легко можно жить!Что нужно делать для того, чтобы чувства избавились от эгоизма? Как очистить чувственное сознание? Оказывается, для этого нужно пытаться служить всеми своими чувствами людям и Богу. Как? Достаточно просто с любовью смотреть на алтарь, и чувства очищаются – очень простой метод.Когда человек слушает святого человека, его чувство слуха также очищается, и он уже не будет сильно злиться, если скажут ему грубые слова. Очищать чувство обоняния можно, вдыхая аромат освященных благовоний. Чтобы благовония освятить, то есть предложить Богу, достаточно сделать несколько круговых движений рукой с благовониями перед алтарем, мысленно предлагая их запах Богу. После этого воспринимаемый нами запах утрачивает силу эгоизма, поскольку он был предложен Богу. Если я буду вдыхать этот аромат, он не принесет мне страданий осквернения эгоизмом. Если же я не освящу благовония, то чем больше я их буду нюхать, тем эгоистичней будут становиться мои чувства.Чем больше я буду вдыхать запах освященных благовоний, тем чище будут становиться у меня чувства. Представляете, какой удивительный метод очищения сознания! Человек может испытывать счастье от того же самого действия, если будет совершать его немного по-другому. Дело в том, что любое действие нужно наполнить бескорыстием. Очищать необходимо и чувство вкуса. Так, для очищения чувства вкуса человек должен готовить пищу не для себя, а для Бога. Затем, приготовив пищу, он мысленно дает вкусить ее Богу (ставит ее перед алтарем), и только потом предлагает ее всем остальным.Веды говорят, что благодаря тому, что человек принимает освященную пищу, у него постепенно очищается чувство вкуса. Что происходит вследствие этого? То, к чему стремятся многие женщины. Человек постепенно утрачивает повышенный интерес к пище. Его чувство вкуса становится не таким жадным, не таким эгоистичным. У него появляется желание кормить остальных, а самому хочется есть гораздо меньше. Он желает кормить других, принося им счастье, ему становится уже не так интересно испытывать счастье от пищи самому. При правильном, неэгоистичном приготовлении пищи это происходит само собой, ничего дополнительного при этом не требуется. Когда человек принимает освященную пищу, его чувство вкуса соприкасается уже с духовной, а не с материальной природой. Соприкосновение с духовной природой приводит к очищению сознания. Хотя понять этот момент довольно трудно, тем не менее, очень важно, потому что иногда, кроме этого способа. Не бывает другой возможности помочь близкому человеку.Например, близкий человек пьет, теряет разум. Водка, как любой спиртной напиток, включая легкое вино, уменьшает разумность человека. Ему становится все труднее понять, как поступать правильно, а как неправильно. Веды утверждают, что от употребления спиртного снижается сила разума. Употребление спиртного – как болезнь, которая уничтожает разум. Человек может иметь здоровое тело, но больной разум. Из-за этого он уже не понимает, в чем состоит смысл его жизни, в чем его долг. Человеку становится все неинтересно, безразлично. Как помочь такому человеку? Мы бессильны, медицина бессильна.Веды говорят: есть очень простой способ. Нужно просто готовить пищу для Бога и предлагать ее Богу, освящая таким образом. Это можно делать в любой традиции: христианской, ведической, мусульманской… затем эту пищу нужно дать близкому человеку, благодаря этому у него очистится чувство вкуса, и в результате этого он сможет бросить пить. На самом деле, если освящать пищу с верой в Бога, то спустя какое-то время после употребления этой пищи ему уже не захочется выпивать. Продолжительность этого времени зависит от силы, с которой мы будем освящать пищу. Чем больше эта сила, тем скорее наступит результат. Во всяком случае всегда имеется возможность быстро изменить ситуацию к лучшему.Я знаю немало случаев, когда происходило именно так. Один молодой человек подошел ко мне и сказал: «Когда я начал есть освященную пищу, я бросил наркотики, которые употреблял в течение нескольких лет». Он был наркоманом в самой тяжелой форме, то есть колол наркотики внутривенно; однако, когда он бросил их, употребляя освященную пищу, то ломок у него не было. Его тело было полно счастья, поэтому ему уже не были нужны дозы. Наличие ломок означает нехватку чего-то. Тело начинает корчиться, потому что телу без наркотиков не хватает счастья. А освященная пища в полной мере восполняет потребность в счастье. Если человек употребляет освященную пищу, его тело постепенно очищается, и эгоистичного желания наркотического счастья становится все меньше и меньше. В результате в какой-то момент человек естественным образом бросает наркотики.Когда Шрила Прабхупада – святой из Индии, духовный учитель, принесший миру чистое ведическое знание, - приехал в Америку, произошло следующее: благодаря его присутствию несколько тысяч хиппи бросили свои дурные привычки, и многие из них до сих пор занимаются духовной практикой. Это зафиксированный факт. Шрила Прабхупада поначалу просто кормил наркоманов освященной пищей. Он не предпринимал ничего особенного: просто разговаривал с ними, кормил их освященной пищей; и через несколько месяцев они сами бросили все свои вредные привычки. Таково могущество очищения чувств.А как очистить чувство зрения? Человек, когда он просто смотрит на изображение святого человека, очищает свое чувство зрения. В результате ему становится намного легче терпеть неурядицы со стороны своих родственников, и конфликтов в семье возникает гораздо меньше.Если человек просто нюхает освященные благовония, у него от этого очищается чувство обоняния, и он перестает болеть аллергией, или у него уменьшается склонность к аллергии. Наличие аллергии говорит о чрезмерной чувствительности тела, а именно: эгоистичности чувства обоняния.Очищение умственного сознания

Следующий вид сознания – это сознание умственное. Нам присущи умиротворение и гневливость, честность и лживость, доброта и жестокость, простодушие и двуличность, смирене и гордыня. Все это признаки умственного сознания. Если ум переполнен эгоизмом, человек приобретает одну за другой все отрицательные черты характера. Однако, если его ум действует бескорыстно, то человек очищает свое умственное сознание. В результате этого он становится счастлив, потому что все его любят. Всем хочется общаться с человеком, обладающим хорошими чертами характера, не правда ли?В Ведах говорится, что настоящая честность проистекает из желания приносить людям счастье. По-настоящему честный человек может иногда обмануть, но к этому он прибегает лишь для того, чтобы принести другому благо. Например, не всегда человеку говорят, что он болен раком, и это не обман как таковой. Здесь, скорее, проявляется честное отношение к человеку, поскольку ему стараются предоставить возможность более или менее нормально дожить свою жизнь. Каждому человеку следует давать ровно столько информации, сколько он готов принять своим сознанием, и это является проявлением честности.Можно ли вывести из себя смиренного человека? Не униженного, а именно смиренного. У униженного человека тоже есть эгоизм, просто он кем-то подавлен. Если же человек смиренный, то в любой ситуации он будет чувствовать себя благостно, так как сжег в себе эгоизм.Приведу такой случай. Как-то один духовный учитель пришел в храм; на нем были простые одежды, и по своей природе он был очень смиренным. Увидев его, новичок-послушник подошел к нему и сказал: «Ну, чего ты здесь слоняешься? Лучше помой полы». Духовный учитель с радостью начал мыть пол, испытывая счастье от того, что его попросили это сделать. Другие послушники были в шоке, когда увидели это: их духовный учитель драит полы! Духовный учитель рад служить всем, он не испытывает гордости собой. Такое поведение указывает на присутствие смирения.Как культивировать хорошие черты характера? Даже просто повторяя: «Я желаю всем счастья», - мы уже воспитываем себя. Как стать честным? Веды говорят, что существует единственный способ изменить свой ум – подчинить его разуму. Когда человек поймет, для чего это нужно, он обретет все хорошие черты характера. В детстве нам говорили: «Будь честным». А зачем? Спустя какое-то время мы уже слышали: «Не обманешь не проживешь». Почему? Мы не понимали этого, никто ничего не объяснял нам. Оказывается, что уму невозможно что-либо навязать, не прибегнув к объяснению; нужно обязательно объяснять: что и зачем. Почему? Потому что ум подчинен разуму.Зачем нужна честность? В Ведах говорится, что для этого есть много причин. Нечестный человек не видит свою судьбу, он не может избежать несчастных случаев, не может иметь хорошую память (она у него портится). Нечестный человек не способен видеть ложь в глазах других людей. Иметь хороших друзей он тоже не может, потому что не ориентируется в обстановке, а потому не может еще и нормально трудиться: его постоянно подводят. Так что во всех отношениях лживость мешает человеку жить. Однако самое ужасное заключается в том, что нечестный человек не сможет осознать себя как вечную душу. Он не сможет понять, что существует Господь, высшее проявление справедливости, и что живет Он прямо в сердце человека.Доброта позволяет человеку легко общаться с окружающими его людьми. Доброта предполагает наличие чуткости сердца, то есть добрый человек понимает, как правильно относиться к окружающим людям. Он знает, что не любит один человек, что не любит другой, и старается подстроиться. Он приносит другим счастье. В результате, общаясь с окружающими людьми, он и сам испытывает счастье. Всем вокруг он стремится улучшить условия жизни, и от этого сам испытывает счастье, потому что рано или поздно его доброту обязательно оценят. Добрый человек способен понять, в чем состоит настоящая любовь. По-настоящему добрый человек понимает, что наивысшее проявление любви – это любовь к Богу.Как достичь настоящей доброты? Сначала нужно понять, в чем она выражается. Добрый человек с совершенными чертами характера не делит людей на хороших и на плохих. Он одинаково по-доброму относится ко всем. В этом и заключается истинная доброта. Если с одними я – добрый, а с другими – злой, потому что они плохие, то это уже не доброта. Доброта всегда бескорыстна. Добрый человек ко всем относится одинаково хорошо. Веды утверждают, что святым можно считать только того человека, который достиг неэгоистического состояния ума. Телесный уровень сознания мы не возьмем с собой в следующую жизнь: он остается с телом. Прана (психическая энергия), хотя и частично, тоже утрачивается в момент смерти. Однако ум при этом не разрушается и вместе с душой переходит в новое тело.Поэтому, если человек воспитал в себе хорошие черты характера, стал в этой жизни святым, то таковым он и останется в следующей жизни. Святой – это тот, кто дает свет; от этого человека исходит счастье. Он освятил свою жизнь и всем приносит только счастье. Если у обычного человека проявляется какая-то плохая чета характера – это признак того, что его ум загрязнен в каком-то направлении. Каждую минуту своей жизни мы должны заботиться о том, чтобы очищать свой ум от плохих чет характера, которые проистекают из неправильного (эгоистичного) понимания счастья.

Комментариев нет:

Отправить комментарий